24Мар

Типологические тенденции нового сезона

Caravaggio 1

Существует устойчивое мнение, что исторически сложившуюся функциональную конфигурацию некоторых предметов, вроде велосипеда, стула, столовой утвари или светильника, переиначить в обыденном сознании в принципе не возможно, но именно на это направлены все старания современных дизайнеров. И хотя новоизобретенные типологии по большей части все еще привязаны к своим традиционным прототипам, своими оригинальными конструкцией, формообразованием и\или китчевым выпадом они плодотворно подтачивают цельность первоосновы.

Успешность подобной образной прогрессии явственнее всего прослеживается на экспозициях ведущих мировых тематических выставок и фестивалей дизайна. И сейчас после первой массированной креативной атаки нового года, в авангарде которой прозвучали IMM Cologne 2009, Stockholm Furniture Fair 2009, парижская Maison&Objet, Interior Design Show 2009 в Торонто и Design Indaba 2009 в Кейптауне, можно нащупать ведущие типологические тенденции открывшегося сезона.

Датский дизайнер Сесиль Манц (Cecile Manz) со своей серией настольных и подвесных светильников Caravaggio для бренда Lightyears и словенский проектировщик Ника Зупанк (Nika Zupanc) с новой коллекцией Boy’s lamp для шведской компании House of light AB продолжили формат «кукольных» лакированных колокольчиков, разработанный Хеллой Йонгериус (Hella Jongerius) путем смягчения силуэтов канцелярско-фабричных светильников 30-х годов ХХ столетия (коллекция Blossom для BELUX).

Индустриальное ретро обыгрывается и в Work Lamp шведской команды Form us with Love, разработанной для Design House Stockholm: это крупно луковичная лампа накаливания, «запакованная» в хромированный каркас. В этой модели просматривается и иная тенденция последнего десятилетия — стремление к самодостаточности функционального светового патрона. Возврат к Эдисоновой первоформе произошел по тропам минимализма, вдруг обнаружившего гармонию форм в том, что ранее так тщательно старались прикрыть. И в 90-е годы ХХ века вольфрамовые светоносители стали обрамлять прозрачными ажурными или усеченными плотно-объемными абажурами, обыгрывающими практичную эстетику самой лампы накаливания. Распространенным приемом становится маскировка плафона под «луковицу», как это можно наблюдать и в новой экологичной трактовке кейптауновской студии дизайна Animal Farm.

 

Китчевый метод заставляет примерить на себя функцию абажура различные утилитарные предметы, вроде пластикового бочка для жидкости (светильник Bottle шведского дизайнера Матиаса Штхольбома (Mattias Ståhlbom, студия Taf Arkitektkontor) или Бабину для кабеля (напольная лампа Cordula немецкого проектировщика Стефании Ясни (Stephanie Jasny). К эпатажным приемам относится и намеренное огрубление и нарочитое сколачивание традиционных форм из массивной доски — придумка особо импонирующая скандинавским дизайнерам. На Stockholm Furniture Fair 2009 та же студия TAF Arkitektkontor показала наисвежайшую коллекцию деревянной офисной мебели, разработанной Габриэллой Гастафсон и Матиасом Штхольбомом (Gabriella Gustafson & Mattias Ståhlbom) для Nordic light Hotel, в которую вошла и примитивистская настольная лампа.

Иным способом завуалировать обыденную предметную действительность служит прием органических метаморфоз. Зрелищнее всего в этом жанре современным дизайнерам удаются облака: вспомнить хотя бы бумажную Cloud Lamp Фрэнка Гери (Frank Gehry; Vitra), пенополистироловое Nimbus cloud Доминика Уилкокса (Dominic Wilcox) или серию, исполненную в старинной китайской прикладной технике вырезания из бумаги «цзяньчжи» Йу Джорди Фу (Yu Jordy Fu). В новом сезоне модельный ряд мистификаторов и любителей природы пополнился змеевидной коллекцией Alizz.Cooper Инго Маурера (Ingo Maurer), органическими «наростами» от студии Freedom Of Creation и двумя порванными облаками из полипропиленовых опилок и гранул плексигласа Йоханнса Хэманна (Johannes Hemann).

Принципиальные новации в видовое разнообразие утилитарных светоносных попались внести Карло Коломбо (Carlo Colombo) и Майкл Янг (Michael Young), разработавшие для шведского бренда Wästberg настольные LED лампы новой формации. Светильник Коломбо — это металлический лист, мягко обволакивающий и направляющий свет на рабочую поверхность, проект Янга напоминает растение техногенного века — это стебель звездочного сечения и свободной ротации (вариативность в шесть позиций в пределах 360 градусов) с лопастью-козырьком на конце. Канадка Зоё Моват (Zoё Mowat) в своем торшере Stack предложила тотемный принцип формирования «ствола», предполагающий и авторское участия обладателя лампы, а Пьер Краш (Pierre Kracht) в своей нитевидной паутиной серии Wrapped и вовсе предпринял попытку дематериализации светоносного объекта.

Мария Елизаветина