07Май

Можно ли существующую систему освещения сделать управляемой?

Короткий ответ — ДА. И это сделать очень просто: даже не придется останавливать работу офиса, магазина или ресторана, если речь идет о коммерческих обектах.
Самый простой вариант, доступный сегодня — использовать систему управления освещением посредством Bluetooth протокола. Всё, что потребуется — установка дополнительных контроллеров на светильник или группу светильников. Контроллеры «видят» друг друга и объединяются в единую сеть, которой можно управлять с помощью смартфона или отдельного блока управления (кнопочная панель, выключатель и т.д.) Сам контроллер прост по своей конструкции — по сути это конвертер команд, получаемых по Bluetooth в выходные сигналы диммирования по 0-10V или протоколу DALI .
Подобные ршения позволяют быстро и недорого сделать апгрейд системы освещения без сложных строительных и монтажных работ, и самое главное без замены светильников.

07Мар

Зачем нам этот светодизайн?


Есть несколько важных вопросов, которые необходимо учитывать при планировании нового проекта. Для начала, необходимо ответить на вопрос, почему качество освещения важно для вашего проекта? Что такое хороший дизайн освещения и как его реализовать?

Свет является технически сложным материалом, требующим определенного мастерства для работы с ним , а так же глубоких знаний в разнообразных и постоянно развивающихся дисциплинах. Дизайн освещения начинает реализоваться далеко за рамками визуального проявления решения.

Дизайнеры по свету работают в составе проектной группы и так же, как архитекторы, берут плату за оказанные услуги. Профессиональные дизайнеры по освещению имеют технические знания и навыки проектирования архитектурных и ландшафтных проектов. Собственник или заказчик проекта, могут не знать о преимуществах независимого консультанта по освещению, понимающего современный дизайн и ньюансы строительного процесса.

Например: в чем разница между услугами предоставляемыми профессионалами в освещении по сравнению с инженером-электриком или дизайнером интерьера? Инженер-электрик тоже устанавливает выбранное освещение, потому что это часть электрической системы. Также как дизайнер интерьера подбирает  декоративную часть осветительного оборудования и определяет его местоположение.

Есть ли однозначно верный ответ на вопрос: зачем архитектору или владельцу платить за услуги дизайнера освещения, когда это может быть сделано самим владельцем или архитектором или подрядчиком, без дополнительных затрат?

Так что же определяет светодизайн как отдельную дисциплину?

Во-первых, осведомленность о технологических разработках и новинках светотехнического рынка.

Осветительные приборы и системы управления освещением развиваются со скоростью света: за год на рынок вводятся сотни новых продуктов. Для обеспечения надежного дизайнерского решения, в котором бы использовались самые экономически эффективные технологии, специалисты по освещению должны посещать национальные и международные выставки и постоянно обновлять информацию о продуктах, и тестировать образцы от сотен производителей. Если следить за появлением  новинок, то арсенал оборудования для освещения будет пополняться интенсивней и превратится в  существенную коллекцию.

Независимые консультанты освещения не занимаются продажами и установкой оборудования. Они не зависят от производителей светотехники и не являются их представителями. Таким образом, клиент получает дизайн освещения на основе исследований и опыта, когда выбор решений и оборудования продиктован исключительно целями проекта.

Во-вторых, это знание приёмов и технологий освещения.

Освещение является эфемерным партнером архитектуры, можно сказать, что это её четвертое измерение. Свет невидим, пока он не падает на объект или поверхность. Светодизайнер управляет взаимодействием этого невидимого и физических объектов, создает иерархию, динамику и настроение. Создавать множество пространств в одном объеме, меняя, лишь нюансы сценария освещения.

В третьих, художественная грамотность и обладание знаниями в смежных дисциплинах.

Дизайн освещения стал творческим расширением архитектурного проектирования, улучшая видимость и дополняя форму  и цвет. Для того чтобы создавать модели освещения, которые поддерживают общие цели проекта, необходимы не только знание технических особенностей светотехники, но и навыки создания эстетически интересных композиций. Поэтому, образованность в области  искусств, и как минимум визуальная грамотность являются важным качеством светодизайнера, наравне со знанием  физики, оптики, электричества, эргономики и экологии, а также норм и стандартов.

Цена, которую светодизайнер просит, не может быть воспринята адекватно, без понимания  получаемой выгоды. И здесь имеет место не только оценка нематериальных выгод, таких как, эргономика, эстетика или уникальность решений по светодизайну, но и вполне реальные расчеты изменения стоимости проекта строительства в целом, либо выгода за счет уменьшения эксплуатационных расходов и косвенное влияние на производительность труда, в случае коммерческих объектов.

Снижение бюджета проекта.

Светодизайнеры могут обеспечить дизайн в рамках утвержденного бюджета. Они выберут оборудование из многочисленных производителей, соответствующего уровня и порекомендуют осветительное оборудование или методы сокращения затрат на установку.

Тем не менее, некоторые светильники являются «единственными в своем роде», в этом случае может быть получена специальная, проектная цена. При жестких требованиях к бюджету или, что бывает чаще, изменившихся возможностях — светодизайнер может провести оптимизацию спецификации, с минимальными потерями в качестве светового решения за счет замены на более дешевые аналоги.


Снижение эксплуатационных затрат.

При анализе затрат сравнивают эффективность первоначальных инвестиций в различные методики и технологии. Часто снижение происходит из-за сокращения потребляемой мощности, внедрения интеллектуальных систем управления освещением, а также использования более эффективной светотехники. Существуют десятки, если не сотни способов когда профессиональный дизайнер может уменьшить затраты и улучшить проект.


Повышение производительности труда.

Качество света влияет на людей на многих уровнях. Новые научные исследования показывают, как освещение влияет на увеличение розничных продаж, производительность труда офисных работников, ориентирование и безопасность. Профессионалы в области освещения осознают эти проблемы и ищут методы для достижения результатов. Не стоит пренебрегать качеством освещения в областях, где «человеческий фактор» имеет важное значение.

Итак, необходимость привлечения профессионального светодизайнера в работу над проектом очевидна. Архитекторы знают, что стоимость блестящего и креативного дизайна трудно переоценить и разница между хорошим дизайном освещения и тем, что доводит архитектуру до полного совершенства, чаще чувствуется интуитивно, нежели измеряется.

Но, в случае со светодизайном, это не только вопрос подхода к реализации проекта или будущей эстетики, но реальной финансовой выгоды. Это измеряется в деньгах. Во-первых, дизайн освещения, исполненный на высоком уровне, повышает качество проекта, его привлекательность и стоимость, в случае инвестиционной оценки. Во-вторых, даже незначительное повышение производительности труда, вызванное улучшением качества освещения, или увеличение продаж в ритейле, в следствии улучшения светового оформления, всё это многократно окупает затраты на разработку и реализацию современного проекта освещения.

07Мар

Гаджеты в помощь

Производители светотехники открыли для себя новые горизонты для развития своих продуктов: использование планшетных компьютеров и смартфонов для управления светильниками, и даже больше, осуществления обмена данными между гаджетом и светильником. Появилось даже новое слово в английском языке: appcessory, что значит аксессуар, управляемый с помощью мобильного приложения.

Как ни странно это звучит, но самым продаваемым подобным устройством на рынке является не прибор контроля здоровья или детская игрушка, а система освещения Hue от компании Philips. Это набор из трёх ретрофитных светодиодных ламп, укомплектованный роутером для подключения системы к wi-fi сети. Мобильное приложение, доступное для пользователей iPhone и Android, позволяет управлять цветовой температурой белого света, менять цвета и использовать предустановки, своего рода сценарии, названные Philips «Light Recipes»(световые рецепты).

Например, сбалансированное освещение для отдыха или концентрации внимания. Также, система может смоделировать колорит освещения, создать атмосферу, используя  цвет и соотношения яркостей с фотографии (или любого изображения) на мобильном устройстве. Система проста в использовании и настройках, даже при отключении  мобильного устройства от сети, светильники могут управляться обычными выключателями.

Компания iRidium Mobile – один из разработчиков приложений для мобильных устройств, предназначенных для управления различными приборами. Компания сотрудничает в том числе и производителями систем управления освещением, такими как, Lutron и Helvar, которые с осматривают подобную кооперацию в качестве возможности расширить рынок. У Helvar есть собственное приложение для планшетов uSee, которое использует простой интерфейс и предназначено для управления освещением и мониторинга системы в коммерческих и архитектурных проектах. Но, для использования  частными заказчиками, а также в  системах управления освещением гостиниц, решения iRidium подходят больше.

Новый стартап ByteLight, запущенный недавним выпускником Бостонского университета, реализует совсем иной подход к использованию возможностей светодиодных технологий. Его система не создает сцены освещения, и не служит для снижения потребления электроэнергии. Она следит за людьми. В буквальном смысле: ByteLight позволяет отслеживать движение людей внутри помещений.

Светодиодные ретрофитные лампы производят сигнал, не воспринимаемый человеческим глазом, но который легко определяется камерами смартфонов или планшетов. Это может быть использовано для помощи покупателям в торговых центрах, музеях и прочих общественных зданиях для передачи данных на смартфон, в зависимости от местоположения человека внутри помещения.  Технология обнаружения сигнала камерой смартфона запатентована, но все данные для разработчиков сторонних приложений открыты.

Система освещения супермаркета, которая следит за нашими передвижениями между рядами стеллажей с товаром – это не фантастика, а реальность. Компания EldoLED представила технологию, которая позволяет передавать данные о местоположении покупателя посредством света, которые могут быть получены и расшифрованы с помощью приложения для смартфона.

Для типичного магазина с высотой потолка 3-4 метра, точность определения позиции равна нескольким сантиметров. Далее, на смартфон может быть отправлена информация о товаре либо о специальных акциях. Также сотрудник магазина легко найдет клиента  в торговом зале, если последнему нужна помощь или консультация.

Технология поможет развитию сторонних сервисов, которые могут использовать навигацию для помощи в составлении и оптимизации маршрута по торговым центрам, заранее предоставляя возможность спланировать покупки и сэкономить время.

Также, у покупателей проявится возможность использовать уже привычные сервисы для принятия решений о покупке определенного товара: отзывы о продукте, рекомендации похожих товаров, просмотр видео-роликов, сравнение цен и характеристик… Таким образом, грань между виртуальным и реальным шопингом стирается: одинаковые сервисы становятся доступными в обоих вариантах.

Компания Fujitsu разработала метод передачи данных посредством света, что можно использовать для сопровождения информацией физических объектов: в ритейле, музеях, концертных залах и городских улицах.

Технология схожа с уже представленной Li-Fi, когда данные передаются с помощью света через пространство. Но технология Fujitsu буквально направлена на объекты, а не на покрытие пространства: светодиоды кодируют данные об объекте в свет, который направлен на этот объект. Пользователь , с помощью камеры смартфона может считать этот сигнал и получить информацию об объекте.

Применение технологии планируется в различных областях: для передачи информация о товаре на полке магазина, видео-ролика или справки об экспонате на выставке или в музейной экспозиции, также возможно транслировать данные об историческом объекте или здании на улицах города. Далее, полученные данные можно использовать различным способом, в том числе передать на другой гаджет.

Правительство Вестминстера (Великобритания) утвердило четырехлетний план преобразования 14 тысяч лондонских уличных фонарей в интеллектуальную систему освещения. Светильники будут оборудованы лампами CosmoPolis от Philips и управляться системой Harvard. После запуска проекта, все фонари будут управляться с помощью планшета. Станет возможным включение и выключение светильников, объединение их в группы и управление ими, а также мониторинг технического состояния.

Интернет вещей (Internet  of Things) — система взаимосвязей различных приборов, их синхронизации становится новой реальностью, и уже не является удивительным когда очередная крупная компания становится причастной к цифровым технологиям освещения.

Мы на связи
07Мар

Что значит качественный интерфейс?

Спрос дизайнеров, клиентов и владельцев зданий на более функциональные системы управления освещением приводит к появлению тщательно проработанных решений.

Управление освещением в зданиях устанавливается для обеспечения пользователей удобным способом контроля  световых сценариев и повышения энергоэффективности. Подобные системы позволяют дизайнерам и их клиентам расширить возможности дизайна пространства, используя свет в качестве формирующего объем и декорирующего элемента. Использование  систем управления освещением значительно повышает удобство пользователей, увеличивает срок службы светотехники и экономит затраты на электроэнергию.

Но сложность современных систем управления освещением пугает потенциальных покупателей, вызывает сомнение не только надёжность оборудования , но и трудности обучения пользования и обращения с ним. Многие будущие пользователи представляют себе трудным или даже невозможным освоение подобных интерфейсов.

Знать своих пользователей – базовое понятие для разработчиков любого оборудования. И дизайн хорошего интерфейса начинается с изучения будущих потребителей продукта или услуги.

В качестве первого шага к пониманию и анализу требований, которые конечные потребители предъявляют к интерфейсу, необходимо определить природу этих требований, чем мотивируется то или иное предпочтение. Взаимодействие с предметами обихода, с аппаратурой или механизмами базируется на различных стадиях отношений человека с технологией.

Их всего три: узнавание, исследование и уверенность. Узнавание относится к этапу, когда человек, основывая свои предположения на имеющемся опыте,  определяет интерфейс в соответствии с тем, какие функции может исполнять прибор, и каким образом можно этим управлять. Следующий этап – исследование, в течении которого пользователь ищет способы обращения с интерфейсом. Включается эмоциональная составляющая: обращение с прибором кажется лёгким и удобным или наоборот, невероятно сложным или непредсказуемым. Третья стадия взаимоотношений с технологией – приобретенная уверенность и чувство надежности. На этом этапе обращение происходит свободно, на интуитивном уровне.

Первое, что необходимо для обеспечения узнавания – это очевидные визуальные подсказки, которые дает форм-фактор контроллера и дизайн интерфейса. Все это должно помогать пониманию предполагаемых функций и способов управления ими. Так, в  исследовании пользовательских предпочтений с использованием механических диммеров, функции поворотных и ползунковых регуляторов определялись быстрее, в отличии от кнопочного варианта. Это и есть следствие того, что дизайн диммеров не оставлял сомнений о своем назначении и способе регулировки.

Второе условие, гарантирующее узнавание – наличие четких визуальных сигналов с использованием понятных метафор и определяющих текстов. Пользователи предпочитают хорошо видимые, знакомые образы и слова. Пользователи  понимают быстрее интерфейс, который использует иконографику и текстовые подсказки, в отличии от системы алфавитно-цифровой кодировки сцен освещения. Определение обозначений сценариев является определенной сложностью  для разработчиков, т.к. необходимо понять, какие образы, пиктограммы и семантические определения знакомы пользователю и будут однозначно описывать команды интерфейса системы. Если для маркировки используется только текст, необходимо убедиться, что различные операции обозначены четкими определениями будущего результата.

Третье условие – создание интерфейса, визуально отображающего сценарии и их проявления в реальном пространстве. Такое визуально понятное описание легко воспринимается пользователем, и не требует длительного времени для обучения, т.к. будущий эффект от нажатия кнопки уже отрисован на экране. Если к такому варианту добавить упомянутую выше систему иконографии с текстовыми подсказками, то выбор сценария или даже его создание усилиями  пользователя станет простой, решаемой задачей.

После того, как вопрос с узнаванием решен, можно переходить на второй уровень отношений пользователя и системы – исследование,  приобретение опыта взаимодействия.

Первое важное условие, выполнение которого необходимо обеспечить – тактильные  ощущения реакции прибора на воздействие.  С помощью подсказок (текстовых или графических) необходимо обеспечить однозначное понимание способа воздействия: нажатие, удержание, скольжение и т.д. Именно преимущества понятного тактильного ощущения воздействия на диммер доказали результаты упомянутого выше исследования, когда предпочтения в четкости исполнения команд и удобства пользования  были отданы вращающимся и ползунковым контроллерам.

Второе условие обеспечения позитивного опыта пользования устройством –понятная система подтверждения исполнения команд, обратная связь. Это четкая ответная реакция системы на воздействие должна сопровождаться подтверждающими сигналами о том, что команда принята и исполнена. Динамическое отображение состояния контроллеров, его изменение в соответствии с изменившимся уровнем освещения, наглядно дает понять пользователю о б исполнении команды.  Обратная связь должна быть быстрой, чтобы давать пользователю опыт успешного взаимодействия с системой. Это позволяет продолжать использование интерфейса с чувством уверенности и понимания работы системы.

Наиболее основательные, фундаментальные технологии исчезают из нашего поля зрения и органично вплетаются в повседневную жизнь. Технологии переходят из категории  используемых, в категорию присутствующих в нашей жизни. Оценка их значимости уже не  фокусируется на функциональных аспектах, но затрагивает более значимые определения  качества нашей жизни.

Система управления освещением перестает быть совокупностью контроллеров и светотехники. Для пользователя, это прежде всего комфорт и способ дизайна окружающего пространства. Определение надежности интерфейса тесно связано с тем, насколько он представляет единое целое с реальной средой. Так, интерфейс, который давал реалистичное представление о сцене освещения, считается более надежным, нежели обычный кнопочный вариант, т.к. определяется как единое целое с освещаемым пространством.

При определении  необходимых требований к разработке интерфейса системы управления освещением, необходимо учесть еще один важный аспект: насколько много усилий готов потратить пользователь на изучение интерфейса. Понимание этого позволит определить минимальные требования: если пользователи будут использовать систему достаточно интенсивно, часто перенастраивать сценарии – необходимо максимально подробно проработать функционал интерфейса, обеспечить максимально возможное качество взаимодействия на всех стадиях. В случае, если использование системы сводится к нескольким сценам и простым манипуляциям, возможно, имеет смысл упростить интерфейс.

Конечно, идеальная система, та, которая удовлетворяет требованиям максимально широкого круга пользователей. Избыточность возможна, но, конфигурация системы, как правило, это вопрос бюджета. И его необходимо раскрывать максимально для будущих владельцев, чтобы спроектировать систему, идеально подходящую для заказчика. Ведь это и есть успешно реализованный проект.

05Мар

6 трендов, которые определят будущее светотехники

Эра фундаментальных перемен наступила в индустрии освещения. В наши дни светотехника способна преобразовывать пространство не изменяя физических параметров помещения, оживлять улицы и площади городов, выстраивать коммуникации людей и объектов, предлагая интерактивные способы взаимодействия и автоматизации управления освещением.

Возможности технологий расширяются с каждым днём, стоимость использования снижается и люди получают возможность изменить общепринятые способы взаимодействия с обществом, пространством и светом. Мы выделили пять трендов, которые будут наиболее важными в будущем.

  • Экология освещения станет главным драйвером технологических изменений в светотехнике.

Энергоэффективность является ключевым моментом в обсуждении любого проекта или технологии. Запреты на использование неэффективных источников света, жесткие ограничения по потребляемой мощности для коммерческих объектов, плюс постоянно дорожающая электроэнергия – способствуют  поискам ретрофитных решений и модернизации освещения в уже построенных зданиях, также как и новых проектах, обязательным становится использование светодиодных технологий и интеллектуальных систем управления освещением. Качество проекта теперь определяется в том числе и решениями, способствующими повышению энергоэффективности и экологичности системы освещения.

  • Полупроводниковые источники света будут доминировать.

Всего лишь несколько лет назад, доминирование светодиодного освещения казалось фантастическим будущим, теперь можно сказать, что это будущее уже наступило. И совсем не выглядят фантастикой предположения, что LED в итоге станут единственным источником света.

Ключевой момент – то,что светодиодные технологии постоянно совершенствуются: растет эффективность и срок службы, снижается стоимость за люмен. Что нельзя сказать про традиционные технологии освещения.

Эти факторы делают светодиодные технологии экономически выгодными, можно ожидать роста предложений по замене имеющихся традиционных источников света на LED аналоги на выгодных условиях.

Еще одна технология, на которую следует обратить внимание –  OLED (органические светодиоды). Благодаря уникальному форм фактору, эта технология быстро найдет свою нишу, и даже, сможет потеснить обычные светодиоды в определенных сферах.

  • Рост значения естественного освещения и биологических источников света.

Может ли источник света не выходить из строя и не потреблять энергии? Улучшение систем остекления и доставки естественного освещения в здания могут сделать дневной свет основным источником, плюс развивающиеся биотехнологии могут поддержать тренд развития не электрического освещения: светоизлучающие микробы и генетически модифицированные растения уже сейчас используются в качестве экспериментальных источников света.

  • Увеличению жизненного цикла продукции приведет к изменениям в светотехнической отрасли.

К 2020 году средний срок службы светодиодных источников света увеличится до 73000 часов. Но, изменение характеристик света или выход из строя драйверов может произойти раньше. При широком использовании светодиодного оборудования станет критичным возможность определять когда следует производить обслуживание или замену светильника. Вероятно, должен появиться какой-то регламент проведения проверок или обслуживания, также как и требование наличия встроенных индикаторов, сигнализирующих о необходимости провести какие-либо технические манипуляции с прибором.

Конечно, возникает закономерный вопрос: что собственник должен будет менять в случае необходимости? Сам светильник, или только компонент? В то время как некоторые светильники с LED источниками могут быть обслужены на месте, большинство из них таковыми не является, и при выходе из строя любого компонента, буть то светодиод или драйвер – светильник полностью выходит из строя.

Долгий срок службы приведет к снижению оборотов производителей светотехники уже в 2017 году, это в свою очередь повлечет снижение доходов дистрибуторов и сервисных компаний. Если светильник нужно менять раз в 10-20 лет, и реже обслуживать – компании зарабатывающие на этом понесут значительные убытки.

  • Управляемый свет разовьется в интеллектуальные системы освещения.

Еще одна революция в светотехнике – цифровые системы управления освещением. Светодиоды легче вписать в систему управления в силу их электронной природы, кроме того, стоимость подобных решений ниже, чем у традиционных источников света.

Идеальная комбинация цифровых систем управления и светодиодов делает освещение интеллектуальным: светильники могут распознавать пользователей и предоставлять требуемые параметры освещения –  интенсивности и цветовой температуры. Управление светом осуществляется с помощью мобильных устройств и  является частью общей системы взаимодействия объектов и пользователя – интернета вещей.

Светильники начинают работать в качестве навигационных и информационных систем, передают информацию о месте или продукте с помощью закодированного светового сигнала на другие приборы, например камеры смартфонов, или определеяют местоположение пользователя, предлагая соответствующие сервисы. Интегрированные в светильники приборы позволят контролировать уровень углекислого газа в помещениях, реагировать на уровень шума или движения, что позволяет создавать интеллектуальные системы контроля инженерной инфрастуктуры.

  • Понимание влияние света на здоровье и производительность повысит значение качественного светодизайна.

Свет влияет на физиологическое и эмоциональное состояние людей. Этот фактор будет одним из ключевых в опрделении требований к светодизайну. Следование циркадным ритмам или настройка освещения под возрастные изменения зрения, учет влияние естественного освещения и колористических решений на работоспособность и психологическое состояние пользователей – все эти факторы будут управляться и планироваться на этапе разработки светодизайна.

Все эти тренды уже заявили о себе. Модели сформированы, прогноз – позитивный. Скорость света увеличивается, будущее приближается…

09Фев

Освещение, ориентированное на человека

Благодаря развитию полупроводникового освещения у нас есть возможности регулировать интенсивность и «подстраивать» цвет свечения, то есть менять температуру излучаемого света. Но, что наиболее важно, эти масштабные изменения могут существенно улучшить условия жизни людей.

Утверждая, что хороший свет положительно влияет на здоровье, мы делаем довольно громкое заявление. Однако не так уж и странно будет сказать, что тщательно продуманное освещение может активно взаимодействовать с циркадными ритмами человека.

С течением времени человеческий род развивался в согласии с естественным световым циклом Земли: рано утром свет более холодный и его количество небольшое и начинает увеличиваться, вечером свет теплый его количество убывает и, в полдень мы наблюдаем много света и среднюю температуру света, а в лунном свете уровень освещённости чрезвычайно низок, в то время как свет имеет среднюю цветовую температуру. Эти изменения освещённости лежат в основе природного 24-часового цикла «внутренних часов» человека, также известных как циркадные ритмы.

Еще недавно, 90% времени бодрствования человек проводил «на улице», вне помещений. А сейчас, наоборот, большинство из нас проводит большую своего времени внутри зданий, под воздействием искусственного освещения, под воздействием света с неизменной цветовой температурой, что не соответствует циркадным ритмам. Без постоянного прямого воздействия динамического освещения циркадные ритмы могут быть нарушены, что может привести к проблемам со здоровьем. В частности, свет и темнота контролируют производство гормонов. В течение дня, если циркадные ритмы в порядке, наш организм выделяет некоторое количество дофамина, необходимого для хорошего настроения, внимания и координации работы мышечной системы, серотонина – для самоконтроля и тонуса сердца, и кортизола – для реакций на стресс. Ночью вырабатывается мелатонин, помогающий организму заснуть и обновить свои ресурсы.

Недавние исследования, а именно открытие внутренних светочувствительных нервных клеток сетчатки глаза (ipRGC) у человека, оказались очень важными для «настройки» внутренних часов. Оказалось, что эти клетки особенно восприимчивы к свету, насыщенному синим компонентом – например, свет полуденного солнца с температурой до 10 000К именно такой. Важно отметить, что синий компонент света подавляет мелатонин и стимулирует выработку дофамина, серотонина и кортизола. Это значит, что чем дольше человек подвержен воздействию света с синим компонентом, тем он будет более продуктивен, даже во время ночной смены. В то же время ночью, вне рабочего места такое воздействие будет угнетать выработку мелатонина и может привести к проблемам со сном.

Современная светотехника позволяет управлять цветовой температурой, также как и яркостью, теперь простое изменение цветовой температуры на рабочем месте может дать не меньший импульс производительности, что и потребление кофе или иных стимуляторов. Такая «подстройка» может быть доступна в любой момент, каждый день. В офисе, больнице или дома можно даже синхронизировать уровень и температуру света с тем, что происходит снаружи здания – это поможет держать биологические часы в порядке.

В то же время интенсивность и цветовая температура любого осветительного прибора должна быть принята во внимание. Почему? Многие испытывают проблемы, пытаясь заснуть ночью. Одна из причин таких проблем – компьютеры и планшеты, которые человек использует вплоть до трёх часов перед отходом ко сну. У большинства этих устройств довольно яркий дисплей, излучающий много синего света. Красный свет лучше всего подходит для ночного освещения. Именно поэтому во многих больницах реанимационные палаты и отделения интенсивной терапии по ночам освещаются красным или оранжевым цветом.

Итак, основные возможности, которые нам может дать использование технологии HCL (human centric lighting):

Создать настроение

Кроме внутренней энергии людей, свет воздействует на настроение. Уже доказано, что изображения природы могут успокаивающе воздействовать на человека. Этот эффект применяется некоторыми больницами в кабинетах МРТ. Если говорить об освещении, то многие компании накладывают на большие потолочные светильники плёнку с рисунком, чтобы достичь того же эффекта. Проблема здесь в том, что сквозь подобные плёнки и линзы проходит недостаточно света, поэтому для таких моделей нужны более мощные источники. LED будет лучшим вариантом для использования в подобных светильниках.

Но значительно более впечатляющее решение – это система «виртуального неба»: RGB-светодиоды создают меняющееся драматическое пространство, будь то классическое «голубое небо» или какой-нибудь яркий цвет.

Повысить продуктивность

Все эти технологические достижения способны улучшить показатели работоспособности. Конечно, для таких улучшений сложно привести конкретные цифры, но сокращение на 5 минут времени «простоя» сотрудника – а это примерно 1% восьмичасового рабочего дня – можно перевести в денежный эквивалент и сказать, что за год компания сэкономит значительные средства на одном сотруднике. На фоне такой экономии меркнут и стоимость установки, и экономия на электричестве, и средства на обслуживание освещения.

Улучшить остроту зрения

Кроме изменения самочувствия или эмоциональной реакции людей, сильнее всего цвет и интенсивность света влияют на зоркость. Источники света, у которых объём синего компонента достаточно высок, стимулируют световые рецепторы на сетчатке. Зрачки в результате этого уменьшаются, из-за чего зрение становится острее и человек видит более чёткую картинку, чем он видел бы при аналогичном уровне освещённости, но без синего света. Состав спектра, который влияет на размер зрачка, можно описать с помощью скотопического-фотопического коэффициента (соотношения сумеречного и дневного зрения), причём более высокие скотопические-фотопические уровни обозначают больше синего компонента в спектре. Относительное количество синего света в основном коррелирует с цветовой температурой, хотя от типа к типу источника света показатели разнятся. Проиллюстрируем эту мысль: представьте себе, что вы пришли к окулисту и можете разобрать буквы в таблице Снеллена на один ряд ниже, чем обычно. Такого результата можно достичь, всего лишь увеличив светотвую температуру с 3500К на 5000К при прочих равных условиях.

При светодизайне, описывая воздействие спектрального состава на остроту зрения, используют термин «спектрально улучшенное излучение». Использование этого принципа позволяет как повысить видимость при том же уровне освещённости, так и уменьшить уровень яркости светильников для экономии электроэнергии и сохранить при этом остроту зрения. Например, в большинстве случаев использование источников света с температурой 5000К поможет потратить на 20% меньше электричества, чем с аналогами на 3500К.

Экономия и экологичность

Показатель потребленной мощности на площадь помещения (Вт/кв.м.) может значительно снижен если использовать диммируемые светильники, особенно вместе с интеллектуальной системой управления освещением. Тем более, что стоимость подобной светотехники практически не отличается от недиммируемой. Единая система управления, рассчитанная на всё здание или комплекс часто бывает экономически эффективна.

Новые технологии освещения позволяют создавать не просто решения, подходящие под функциональное назначение объекта, теперь светодизайн может решать целый комплекс задач: начиная от повышения производительности труда на рабочих местах, заканчивая тонкими настройками на биоритмы человека и синхронизации циркадных ритмов.
Будущее наступило!

12Апр

Современное освещение офиса.

Современное освещение офиса.
Современное освещение офиса.

Состояние рабочего места напрямую влияет на здоровье и настроение работника. Физическое окружение, в котором мы работаем, имеет большое значение для эмоционального состояния, продуктивности и даже восприятия человеком самого себя. Уже давно и неоднократно был доказан факт, что приятно выглядящее рабочее место укрепляет мотивацию сотрудника, увеличивает его вовлечённость в общие процессы, содействует развитию его творческих способностей и профессионализма. Для современных людей это положительное влияние кажется очевидным, однако, один важный аспект работодатели слишком часто игнорируют: это освещение.

Тусклое, или наоборот, слишком резкое освещение – это очень распространённые проблемы, бич многих современных офисов. Множество людей по всему миру работают в таких местах, зарабатывая головные боли, перенапряжение зрения, ухудшая сосредоточенность и развивая негативный взгляд на жизнь. В числе особо отличившихся «злостных нарушителей» – ослепительно яркие люминесцентные лампы-трубки и потрёпанные жизнью тусклые панельные светильники. Эти достижения светотехники уже ушедшего XX века не имеют места в современном офисе! Сейчас для создания комфортной рабочей атмосферы освещение должно быть чётко продумано и быть неотделимой частью офисного интерьера.

Освещение в офисе. Освещение рабочего места.
Освещение в офисе. Освещение рабочего места.

Рабочее место эволюционировало в XXI веке, преобразив и тех, кто проводит за ним значительную часть жизни. Современный офис подстрекает своих сотрудников к интерактивности, совместному решению задач и более интенсивному общению между собой. Архитекторы и дизайнеры, работающие над созданием рабочего пространства, должны убедиться, что людям будет удобно проводить время и работать в нём, какие бы задачи они ни выполняли. Расположение и характер источников света играет важнейшую роль в создании комфортного рабочего места, и самого начала процесса планировки должно быть частью проекта.

Освещение офисного пространства.
Освещение офисного пространства.

Для каждого типа освещения есть требования, регламентирующие характеристики источника света – они и помогут подобрать правильный светильник для любой задачи. Всё зависит от функции помещения. Так, общее освещение в офисе должно быть комфортным, неярким и желательно незаметным. Оно нужно для создания атмосферы комфорта, а также для выравнивая уровня освещённости в течение рабочего дня (если в интерьере присутствует естественный свет из окон) или имитации дневного света (если естественного света нет).

Освещение рабочего места.
Освещение рабочего места.

На рабочих столах обязательно должны присутствовать точечные источники света – индивидуальные подвесы или, для мелкой работы, настольные лампы. Такой источник света позволит минимизировать вредные блики от освещаемой поверхности или монитора, а также повысит концентрацию работника. А в общих зонах, например, переговорных комнатах, свет должен помочь общающимся раскрыться и сблизиться друг с другом, при этом чувствуя себя комфортно. Поэтому в этих помещениях свет чаще всего тёплый, в отличие от холодного, больше стимулирующего к работе и к принятию решений. Освещение в кабинетах руководителей или переговорных более высокого уровня решает ещё и имиджевую задачу, поэтому ему должно уделяться больше внимания. Здесь уместно использование светильников с особыми эффектами, использование отражённого света и выразительных моделей светильников, которые обращали бы на себя внимание, транслируя ценности компании через свой образ.

Современное общество всё чаще задумывается об окружающей среде и о том, как предотвратить возможные проблемы в этой сфере. Снижение энергопотребления, использование нетоксичных материалов и создание новых, технологичных – таких, которые отвечали бы всем экологическим требованиям. Производители светотехники внимательно относятся ко всем этим тенденциям, многие проводят собственные исследования, и в результате создаются новые светильники и световые системы для современного офиса. Новые модели, создаваемые для рабочего освещения, обеспечивают качественную подсветку при минимальных расходах. Они минимизируют негативное влияние на человека – блики, чрезмерно яркий свет, излишнее выделение тепла – а также выполняют все нормы безопасности.

Освещение офисного пространства.
Освещение офисного пространства.

Однако, несмотря на ужесточающиеся требования, дизайнерам представлена бОльшая свобода. Например, новые компактные источники света позволяют сделать корпус светильника максимально узким, или поместить светодиоды внутрь необычной формы. Поэтому современные светильники для офиса не обязательно будут скучными: на сегодняшнем рынке представлено множество своеобразных моделей, которые порадуют владельцев не только отличными техническими характеристиками, но и эффектным внешним видом.

Всё чаще встречаются источники света с широким углом светового потока, что позволяет осветить одним светильником больше пространства и разнести светильники друг от друга. Отдельно стоит упомянуть, что развитие оптических технологий позволило использовать даже в обычных офисных светильниках особую оптику, которая определённым образом рассеивает свет или направляет его в нужную сторону, тем самым полностью исключая фактор бликования света.

11Мар

Освещение столовой: восемь современных идей

Освещение столовой
Освещение столовой

Выбирая принцип освещения столовой в вашей квартире, нужно принять во внимание множество факторов. Продумывая свой световой сценарий, нужно задать себе как минимум такие вопросы: насколько длинный ваш стол и какой он формы, сколько свободного пространства доступно в вашей комнате, насколько сильным должно быть освещение, требуется ли нейтральная подсветка или вы хотите разместить над столом яркий и привлекающий внимание объект.

Многое в планировании освещения жилой комнаты, и особенно столовой, зависит от полученного результата. Поняв осветительную задачу, значительно проще выбрать тип освещения для вашей комнаты. Для каждой задачи на современном рынке легко найти множество светильников разного стиля и типологии. Чтобы вам было легче ориентироваться, мы сделали эту подборку: посмотрите предложенные идеи, это поможет выбрать идеально подходящий для вас вариант.

 

Освещение столовой одиночным подвесным светильником
Освещение столовой одиночным подвесным светильником

Одиночный подвесной светильник

Скучно? Вовсе нет! Сейчас в любом магазине или салоне представлены тысячи вариантов подвесных светильников, от простых до вычурных, а обилие цветов, форм и отделок не оставит никого равнодушным. Если вы желаете оставить интерьер лёгким и не перегружать его сложными формами, одиночный повдес – это то, что нужно для освещения столовой.

 

Освещение столовой тремя подвесными светильниками
Освещение столовой тремя подвесными светильниками

Три подвесных светильника

Негласное правило дизайна гласит: если вы размещаете рядом несколько одинаковых предметов, придерживайтесь нечётного количества. Использование трёх светильников вместо одного создаёт более динамичный образ в вашем интерьере. При этом такая маленькая подвесная композиция всё еще не перегружает пространство и смотрится органично и просто. Можно разместить одинаковые светильники в ряд, а можно сделать композицию из разных, но похожих моделей.

 

Освещение столовой серией подвесных светильников
Освещение столовой серией подвесных светильников

Пять небольших подвесов

Опять то же самое правило: нечётное количество светильников. Пять светильников над обеденным столом – эффектный способ освещения вашей комнаты. Такой вариант больше подойдёт для длинных столов или больших помещений, чтобы каждый сидящий мог видеть все предметы на поверхности. Конечно, пять светильников будут выглядеть более ярко и драматично, чем один или даже три, закреплённые над столом.

 

Освещение столовой при помощи люстры
Освещение столовой при помощи люстры

Люстра

Несмотря на то, что люстры ассоциируются с «богатым», «классическим» и далёким от скромности интерьером, сейчас легко найти модели, соответствующие современным принципам дизайна. Открытые провода, матовая отделка, яркая геометричность – это черты люстры в современном стиле, которая отлично подойдёт для размещения в столовой.

 

Освещение столовой скульптурным светильником
Освещение столовой скульптурным светильником

Скульптурный светильник

Используя светильник своеобразной формы или из необычного материала, вы не только осветите пространство, но и добавите в него творческую нотку, подняв атмосферу в интерьере на новый уровень. Кроме этого, своеобразный дизайнерский светильник над обеденным столом может визуально увеличить высоту потолков, ведь он направляет взгляд зрителя снизу вверх на свою высоту, а не на высоту потолка.

 

Групповые светильники в столовой
Групповые светильники в столовой

Группируем светильники

Несколько светильников, собранных в компактную «гроздь» производят потрясающий визуальный эффект. Здесь как нигде можно проявить свою индивидуальность, выбирая нужный светильник и высоту размещения каждого плафона. Очень много фабрик выпускают такие практичные и оригинальные светильники, выполняя их в самом разном стиле и из разных материалов: металл, пластик, фарфор, стекло.

 

Освещение столовой подвесным светильником с цилиндрическим абажуром
Освещение столовой подвесным светильником с цилиндрическим абажуром

Светильник с цилиндрическим абажуром

Модели цилиндрической или нимбообразной формы созданы для излучения мягкого рассеянного света. Такой свет наиболее привычен и наиболее комфортен для человека, и кроме того, рассеянный свет создаёт уникальный пространственный эффект, совершенствуя объём освещаемого пространства. Можно выбрать практически любой диаметр и цвет, который идеально впишется в интерьер вашей комнаты.

 

Освещение столовой горизонтальным подвесным светильником
Освещение столовой горизонтальным подвесным светильником

Горизонтальная прямоугольная «коробка»

Такой вариант отлично подойдёт для длинных столов, рассчитанных на большое количество человек. Вытянутая форма подразумевает, что корпус светильника вытягивается вдоль стола, и каждый сидящий за этим столом получает достаточное количество света. Прямоугольные светильники чаще всего можно найти в индустриальном, деревенском или минималистичном стиле.

05Фев

Освещение в столовой: восемь актуальных идей

Выбирая принцип освещения столовой в вашей квартире, нужно принять во внимание множество факторов. Продумывая свой световой сценарий, нужно задать себе как минимум такие вопросы: насколько длинный ваш стол и какой он формы, сколько свободного пространства доступно в вашей комнате, насколько сильным должно быть освещение, требуется ли нейтральная подсветка или вы хотите разместить над столом яркий и привлекающий внимание объект.

Многое в планировании освещения жилой комнаты, и особенно столовой, зависит от полученного результата. Поняв осветительную задачу, значительно проще выбрать тип освещения для вашей комнаты. Для каждой задачи на современном рынке легко найти множество светильников разного стиля и типологии. Чтобы вам было легче ориентироваться, мы сделали эту подборку: посмотрите предложенные идеи, это поможет выбрать идеально подходящий для вас вариант.

Освещение столовой одиночным подвесным светильником
Освещение столовой одиночным подвесным светильником

Одиночный подвесной светильник

Скучно? Вовсе нет! Сейчас в любом магазине или салоне представлены тысячи вариантов подвесных светильников, от простых до вычурных, а обилие цветов, форм и отделок не оставит никого равнодушным. Если вы желаете оставить интерьер лёгким и не перегружать его сложными формами, одиночный повдес – это то, что нужно для освещения столовой.

Освещение столовой тремя подвесными светильниками
Освещение столовой тремя подвесными светильниками

Три подвесных светильника

Негласное правило дизайна гласит: если вы размещаете рядом несколько одинаковых предметов, придерживайтесь нечётного количества. Использование трёх светильников вместо одного создаёт более динамичный образ в вашем интерьере. При этом такая маленькая подвесная композиция всё еще не перегружает пространство и смотрится органично и просто. Можно разместить одинаковые светильники в ряд, а можно сделать композицию из разных, но похожих моделей.

Освещение столовой подвесными светильниками
Освещение столовой подвесными светильниками

Пять небольших подвесов

Опять то же самое правило: нечётное количество светильников. Пять светильников над обеденным столом – эффектный способ освещения вашей комнаты. Такой вариант больше подойдёт для длинных столов или больших помещений, чтобы каждый сидящий мог видеть все предметы на поверхности. Конечно, пять светильников будут выглядеть более ярко и драматично, чем один или даже три, закреплённые над столом.

Освещение столовой с помощью люстры
Освещение столовой с помощью люстры

Люстра

Несмотря на то, что люстры ассоциируются с «богатым», «классическим» и далёким от скромности интерьером, сейчас легко найти модели, соответствующие современным принципам дизайна. Открытые провода, матовая отделка, яркая геометричность – это черты люстры в современном стиле, которая отлично подойдёт для размещения в столовой.

Освещение столовой скульптурным светильником
Освещение столовой скульптурным светильником

Скульптурный светильник

Используя светильник своеобразной формы или из необычного материала, вы не только осветите пространство, но и добавите в него творческую нотку, подняв атмосферу в интерьере на новый уровень. Кроме этого, своеобразный дизайнерский светильник над обеденным столом может визуально увеличить высоту потолков, ведь он направляет взгляд зрителя снизу вверх на свою высоту, а не на высоту потолка.

Групповые светильники в столовой
Групповые светильники в столовой

Группируем светильники

Несколько светильников, собранных в компактную «гроздь» производят потрясающий визуальный эффект. Здесь как нигде можно проявить свою индивидуальность, выбирая нужный светильник и высоту размещения каждого плафона. Очень много фабрик выпускают такие практичные и оригинальные светильники, выполняя их в самом разном стиле и из разных материалов: металл, пластик, фарфор, стекло.

Освещение столовой подвесным светильником с цилиндрическим абажуром
Освещение столовой подвесным светильником с цилиндрическим абажуром

Светильник с цилиндрическим абажуром

Модели цилиндрической или нимбообразной формы созданы для излучения мягкого рассеянного света. Такой свет наиболее привычен и наиболее комфортен для человека, и кроме того, рассеянный свет создаёт уникальный пространственный эффект, совершенствуя объём освещаемого пространства. Можно выбрать практически любой диаметр и цвет, который идеально впишется в интерьер вашей комнаты.

Освещение столовой горизонтальным подвесным светильником
Освещение столовой горизонтальным подвесным светильником

Горизонтальная прямоугольная «коробка»

Такой вариант отлично подойдёт для длинных столов, рассчитанных на большое количество человек. Вытянутая форма подразумевает, что корпус светильника вытягивается вдоль стола, и каждый сидящий за этим столом получает достаточное количество света. Прямоугольные светильники чаще всего можно найти в индустриальном, деревенском или минималистичном стиле.

20Авг

Три подхода: освещаем тренажерный зал

Освещение тренажерного зала…  Для начала, правильно поставьте задачу архитектору или дизайнеру интерьера: поверхности вашего помещения должны быть светлыми, ведь темные потолки в большом спортзале могут создавать гнетущее впечатление. Кроме того, светлые потолки смягчают контраст, создаваемый источником света и непосредственно окружающей его обстановкой, делая свет менее слепящим.

Особой характеристикой тренажерных залов, отличающей их от других внутренних помещений, является тот факт, что люди проводят много времени в положении лежа на спине, устремив взгляд в потолок. А это значит, что поверхностная яркость ваших светильников не должна быть высокой. Помните, какой ослепительный свет бил при взгляде снизу вверх на так называемые светильники «малой яркости», вроде ныне вышедших из употребления. Более удачным вариантом являются светильники, встроенные в пол («аплайты»), или светильники с микропризматическими рассеивателями.

У беговых тренажеров, дорожек и другого оборудования часто бывают наклонные панели управления. Постарайтесь предельно снизить количество ярких бликов от источников света.

Имеются рекомендации относительно уровня освещенности для занятий гимнастикой, который в зависимости от уровня выступления может составлять от 200 до 500 лк. А для внеконкурсных мероприятий следует обеспечивать освещенность в 200 лк, а для соревнований – 500 лк. Условный уровень освещенности в нашем проекте равен 300 лк на расстоянии 1 м над уровнем пола.

Последний момент, который необходимо учитывать, – это монтажная высота светильников. Такой проблемы не возникает, когда речь идет об открытом спортивном зале, но ситуация может осложниться, если тренировки проводятся в помещении со стандартной высотой потолка в 2,4м. Площадь нашего тренажерного зала составляет 12 х 10м, а минимальная высота потолка – 3м.

Освещение тренажерного зала: Полностью равномерное
Освещение тренажерного зала: Полностью равномерное

  1. Полностью равномерное освещение

Большое количество спортзалов до сих пор освещаются встроенными потолочными светильниками 4 х 18Вт с люминесцентными лампами T8. Сегодня на их место приходят ни в чем не уступающие им светодиодные панели. Последние представлены огромным количеством разнообразных моделей с различными качественными и эксплуатационными характеристиками.

Панели, используемые в нашем случае, изготовлены крупным европейским производителем и оснащены микропризматической экранирующей решеткой и опаловым рассеивателем. Благодаря этому, светоотдача светильника очень высока, но излучаемый ими свет не ослепляет, даже если смотреть прямо на него снизу вверх.

Плюс такого варианта освещения заключается в его равномерности и отсутствии резкого, слепящего света. При использовании встроенных светильников потолки обычно оказываются затенены. Ситуацию можно исправить, окрасив пол в светлый цвет. И если уж об этом зашла речь, то во всех трех примерах коэффициент отражения пола составляет 17 процентов, а это довольно малый показатель для тренажерного зала.

  • Средняя горизонтальная освещенность: 340 лк
  • Электрическая нагрузка:  785Вт
  • Преимущества: низкие капитальные затраты
  • Недостатки: зал будет выглядеть, как миллионы других

Освещение тренажерного зала: определение целей
Освещение тренажерного зала: определение целей

  1. Определение целей

Светильники прямого/отраженного света должны быть установлены достаточно высоко, вне досягаемости тех, кто пользуется спортивным оборудованием. Если высота ваших потолков более 3,5м, то не должно возникнуть проблем такого рода.

Крупное преимущество такой схемы освещения состоит в том, что на потолок падает большое количество света, отчего пространство выглядит открытым и наполненным воздухом. Недостатком является крупная решетка типа жалюзи, сквозь которую будет отлично видны лампы T5, если лежать прямо под источником света. Стоит подумать о том, чтобы разместить светильники в стороне от матов и скамей для упражнений.

Для помещений такого типа лучше отдать предпочтение светильникам прямого/отраженного света не с решетками, а с рассеивателями сверху и снизу.

Средняя горизонтальная освещенность 330 лк

  • Электрическая нагрузка 760Вт
  • Преимущества: Яркий потолок и отсутствие слепящего света
  • Недостатки: Потолки должны быть достаточно высокими

Освещение тренажерного зала: победная комбинация
Освещение тренажерного зала: победная комбинация

  1. Победная комбинация

Мы часто забываем, что совсем необязательно использовать только один тип светильников в одном помещении. В данном варианте используется комбинация из компактных люминесцентных аплайтов и сплошных линейных люминесцентных ламп T5.

Вероятно, лучше будет использовать светодиодные аналоги, однако в таком случае необходимо убедиться, что их показатель светоотдачи достаточно высок. Узкие светильники и аплайты вовсе не отличаются максимальной эффективностью: достаточно взглянуть на значение горизонтальной освещенности на единицу потребляемой энергии. Тем не менее, благодаря им пространство выглядит наиболее интересным и зонированным более функционально. Вид спортивного зала должен привлекать клиентов.

В данном случае была возможность использовать настенные аплайты для освещения потолка в самой высокой центральной части. В низких боковых частях данный прием не сработал бы так хорошо, поскольку на потолке образовались бы очаги перегрева. В итоге установлены сплошные линии из ламп T5.

  • Средняя горизонтальная освещенность 280 лк
  • Электрическая нагрузка 860Вт
  • Преимущества: наиболее привлекательный вид
  • Недостатки: наибольшая электрическая нагрузка

 

 

Подготовлено по материалам журнала LUX